вологість:
тиск:
вітер:
«Когда сердце молчит 4 минуты»: как в Запорожье провели сложную операцию на сердце 12-летней девочки (видео)
В центре 12-летняя Алевтина, которой сделали операцию, ее мама – Анна Борщаговская. Дело Игорь Шишко, директор Запорожской областной клинической больницы. Слева – Осауленко Вячеслав, заведующий отделением кардиохирургии ЗОКЛ, опытный кардиохирург. Фото РИА Пивдень
В Запорожье кардиохирурги провели сложную операцию на сердце 12-летней Алевтине Борщаговской — девочке с врожденным пороком сердца, который в любой момент мог угрожать ее жизни.
Дефект межпредсердной перегородки был настолько большим, что врачи не смогли использовать окклюдер — стандартный имплант для таких случаев. Поэтому отверстие в сердце ребенка пришлось зашивать вручную, ее собственными тканями.
«Мы увидели, что правое предсердие начало ухудшаться. Это стало заметно благодаря постоянному кардиомониторингу с раннего детства. Люди часто ждут ярких симптомов — затрудненного дыхания, посинения кожи, но когда они появляются — может быть уже поздно», — объясняет Вячеслав Осауленко, заведующий кардиохирургическим отделением ЗОКЛ.
Кардиохирурги решили не рисковать, поскольку состояние Алевтины начало ухудшаться. По словам Осауленко, операция длилась около 4–5 часов. Сердце остановили на 4 минуты, без использования охлаждения. Это обязательное условие – и момент, когда он снова заработал, запомнился всей команде.
«Все затаили дыхание, когда мы отключили аппараты искусственного кровообращения и ждали, когда сердце ребенка снова забьется самостоятельно», – рассказывает хирург.
31 мая семья пошла на плановый осмотр, а 5 июня провели операцию. Алевтина уже чувствует себя хорошо. Она каждый день гуляет с мамой в любимом парке Победы и с нетерпением ждет, когда врачи разрешат ей вернуться к занятиям по плаванию.
«После операции я долго лежала в постели, лежала в реанимации. Но потом поняла, что хочу бегать. И теперь могу – мы много гуляем. Я очень благодарна врачам», – говорит Алевтина.
Мама девочки, Анна Борщаговская, вспоминает, что дочь никогда не жаловалась на боли, но время от времени она чувствовала слабость и ей становилось тяжело подниматься по лестнице. Она говорит, что, скорее всего, ее сбили атаки «шахидов». Когда при плановом осмотре были обнаружены изменения в работе сердца, нужно было действовать немедленно.
«Мы ходили 31 мая просто на плановый осмотр, заметили отклонения, которые требовали вмешательства. А 5 июня ей сделали операцию. Эти четыре часа я помню как вечность. Я сидела под окнами, смотрела на лампу в операционной. Я впервые увидела свою дочь после наркоза — она держала меня за руку, а потом тихо сказала «Спасибо»», — вспоминает мама девочки.
Сейчас сердце у ребенка абсолютно здоровое, хотя первое время после операции ей приходится принимать лекарства и ограничивать физическую активность. Но сама Алевтина говорит, что больше всего сейчас ей хочется ходить, бегать и плавать — ведь теперь она может делать это без последствий:
«После операции я лежала в реанимации. Я просто лежала и постоянно думала о том, как хочу бегать. Теперь могу — мы много гуляем, мое любимое место — в парке Победы».
Это не первая детская операция на сердце, проведенная в Запорожской областной клинической больнице. По словам директора учреждения, заслуженного врача Украины Игоря Шишки, кардиохирургия в больнице находится на высоком уровне. С 2022 года в ЗОКЛ прооперировано около 10 детей с врожденными пороками сердца. Но, как подчеркивает руководитель, этого недостаточно.
«Мы хотим, чтобы больше педиатров и кардиологов подключались к выявлению пороков на ранней стадии — до появления симптомов. Ведь промедление может стоить ребенку здоровья, а иногда и жизни», — отмечает Игорь Шишка.
Теперь ребенку не нужна ни замена имплантов, ни дополнительные операции в будущем. Благодаря тому, что для сшивания использовались собственные ткани, сердце сможет расти и развиваться вместе с организмом естественным путем.
Кардиологи подчеркивают, что врожденные пороки сердца встречаются у 9 из 1000 новорожденных. Но из-за войны снизилась рождаемость, часть детей уехала за границу, поэтому ранняя диагностика в регионах нуждается в поддержке.
«Сегодня мы оперируем 61-летнюю женщину, которая всю жизнь прожила с невыявленным врожденным пороком. Это еще раз доказывает, что беречь сердце стоит с детства», — подчеркивает Вячеслав Осауленко.
В Запорожье есть все необходимое для спасения детских сердец — оборудование, опыт и команда. История Алевтины — еще одно доказательство того, что не обязательно ехать в Киев или Днепр, чтобы получить шанс на здоровую жизнь.
Читайте также: Мелитопольцы в Запорожье спасают жизни, став донорами (фото, видео)

Новини рубріки

Пенсія з підтримкою - як працюють благодійні внески через Пенсійний фонд
01 липня 2025 р. 20:32

Спадок із потойбіччя – у Запоріжжі адвокатка та силовик полювали на майно покійних
01 липня 2025 р. 20:05